Передвижные атомные электростанции

      Передвижные атомные электростанцииПередвижные атомные электростанции  (ПАЭ) свою историю начали с передвижного комплекса ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция), второе название Объект-27. 
Этот комплекс был предоставлен Ефимом Па́вловичем Сла́вским (1898-1991). Её проект был уже готов в 1957 году, а сам передвижной комплекс в 1961 году в Ленинграде. 
ТЭС-3 создавалась для энергообеспечения военных и гражданских объектов в труднодоступных районах (Сибирь, Крайний Север и др.). Стоит сказать, что передвижные атомные электростанции — это альтернативный источник энергии. К альтернативным источникам энергии можно отнести и солнечные электростанции, дизельные, ветряные и тому подобное.
Из-за особого строения подвески передвижная АЭС могла выдерживать практически любые землетрясения. Передвижную установку разработали специально на гусеничном ходу, сделав её практически вездеходной.
      Этот передвижной комплекс состоял из 4 гусеничных самоходок, общий вес которых был 350 тонн. Спроектированы Передвижные атомные электростанциина базе тяжёлого танка Т-10. В первой гусеничной самоходки располагался реактор, во второй – парогенератор, в третьей – турбина, а в четвёртой – пульт управления. Расход ядерного горючего (уран-235) в сутки составлял 14 граммов. 13 октября 1961 года состоялся первый и, причём успешный запуск ТЭС-3 в городе Обнинск. Мощность этой установки была небольшой, примерно 1500кВт.
      Отработала эта установка весь цикл, исчерпав проектный ресурс. Остановили и вывели её из эксплуатации в 1965 году. ТЭС-3 послужила основой для разработки транспортных АЭС (подводные лодки, корабли, плавучие АЭС и другие).

Плавучая атомная электростанция

       Плавучая атомная электростанцияСокращённо ПАЭС — плавучая атомная электростанция. Впервые проект плавучей АЭС был представлен в 60-х годах прошлого столетия в Обнинске. Им стала плавучая АЭС Север с аналогичным реактором от ТЭС-3. Основная задача плавучей АЭС Север – энергообеспечение военных объектов, а также при нефтедобыче. Но в 1967 г. Министерство обороны СССР решило отказаться от плавучей атомной станции, признав её нецелесообразной. И в 1969 году установку навсегда заморозили.
      Подобные проекты разрабатывались в Германии и в США. Но эти страны отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными. Но Россия не отступила и решила к 2016 году выпустить первую плавучую атомную теплоэлектростанцию. Ей станет судно Академик Ломоносов. Заказчиком такого проекта является  Росатом. Строительство российской ПАТЭС началось 15  апреля 2007 года в Севмаше (Северное машиностроительное предприятие). Но через год перенесли в Санкт-Петербург на Балтийский завод.
       Плавучая атомная электростанцияСрок работы такой станции до 40 лет. Также ПАЭС можно использовать в качестве опреснительных станций. Важнейшие характеристики ПАЭС – мобильность и возможность установки практически в любой береговой зоне, в том числе в районах вечной мерзлоты. С экономической точки зрения плавучие атомные электростанции изначально являются крайне дорогим способом производства электроэнергии.
Ей не страшен шторм, цунами, лед и прочие природные факторы, так что использовать ее можно будет даже в самых суровых климатических условиях. У российской ПАЭС нет своего двигателя, поэтому передвигаться она будет при помощи буксира. Проект был заморожен на протяжении более 2-х лет из-за недостаточного финансирования. К строительству ПАЭС вновь вернулись в декабре 2012 году после того, как было заключено соглашение между Балтийским заводом и Росэнергоатомом.

Мобильные атомные электростанции

      Более 40 лет назад родилась идея создания передвижной атомной электростанции (сокращённо ПАЭ), которая размещалась на Мобильные атомные электростанцииавтомобильном или железнодорожном шасси. Она требовалась для обеспечения энергией военных радаров и других военных объектов, которые располагались в труднодоступной местности (остров Новая Земля, районы тайги и др.). Так как эти установки требовались в разных климатических зонах, то большую роль играет температурный режим.
Этой установкой стал комплекс под названием Памир. Требования были на то время фантастическими — необходимо сконструировать компактный и лёгкий энергетический реактор мощностью 630 кВт с автономной системой охлаждения, способным работать от -50 °C до +50 °C.
Разработку передвижной атомной электростанции решено было начать в Минске, из-за мощного научно-технического Мобильные атомные электростанциипотенциала Беларуси. Главным конструктором был Васи́лий Бори́сович Нестере́нко (1934-2008). Основой для комплекса Памир стал тягач МАЗ-537. Реакторные и турбогенераторные блоки были размещены на шасси двух таких тягачей. А пульт управления и помещение для персонала (28 специалистов) были расположены ещё на 2-х автомобилях.
      В передвижном комплексе Памир применена новая система охлаждения (четырехокись азота; один контур), а также повышена безопасность всего комплекса. В случае аварии с расплавлением матриц выход радиоактивных газов уменьшался в 100 раз, а при расплавлении топливной матрицы в реакторе прекращалась цепная реакция деления урана. Это было единственное в мире на тот момент решение пассивной безопасности ядерного реактора.

Недостатки передвижных атомных электростанций

      К основному недостатку передвижных атомных электростанций можно отнести её безопасность. Например, в случаях пиратства, терроризма, природных явлений или в случае войны (ракетный или бомбовой удар и т.п.). В случаях захвата передвижных установок может возникнуть серьёзная угроза для окружающей среды.

Недостатки передвижных атомных электростанций

 Сегодня Вы узнали историю и виды передвижных атомных электростанций. Надеюсь, Вам было интересно))

3 комментария: Передвижные атомные электростанции

  1. рома пишет:

    Очень замечательно. но э
    то все не то.

  2. Дмитрий пишет:

    Почему бы не создать электро станцию на основе железадорожного вагона, работащию на атомной энергии. Которая сможет питать электро энергией, например лакоматив.Где нету электрических ситей. Тагже можно к этой сети подключать рефрюжераторы холодильники. За этого сильно удишевится перевозка с северных морей, например рыбы и всякой скоро портищеся продукции, например до Москвы.

  3. myzelen пишет:

    Да, Дмитрий, очень интересное предложение. Хорошая идея, но думаю наши богатые люди этого не поддержат…. будет им не выгодно)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *