Почему нельзя проносить градусник на борт самолёта?

Большинство авиаперевозчиков не разрешают проносить на борт своих самолётов ртутные термометры. Это может показаться ещё одним глупым, ничем не обоснованным ограничением, однако в этом случае за запретом стоит весьма серьёзная причина. Ртуть, конечно, металл очень интересный, не похожий ни на один другой, но для самолётов он довольно опасен.

Ртуть уникальна хотя бы тем, что превращается в жидкость при комнатной температуре. В градусниках она используется благодаря другому своему замечательному свойству — сильно расширяться под воздействием тепла. Это называется высоким коэффициентом термального расширения — он помогает не использовать лупу, когда вы пытаетесь понять, пришла пора пить жаропонижающее или пока слишком рано.

Кроме того, ртуть легко образует сплавы с большинством других металлов. Если в составе смеси есть ртуть, она называется амальгамой и довольно широко применяется в самых разных областях человеческой деятельности. Так, например, стоматолог может поставить вам совершенно безвредную серебряную пломбу, которая является амальгамой — смесью серебра, меди и ртути. Но другие сплавы не столь безопасны. Когда ртуть вступает в контакт с чистым алюминием, происходят весьма интересные события. И вы совершенно точно не захотите попробовать их на вкус.

Самолёты строятся из алюминия из-за таких замечательных его качеств, как прочность, лёгкость и долговечность. Большинство металлов со временем окисляются кислородом — они ржавеют и теряют структурную целостность. Алюминий же, вступая в реакцию с тем же самым газом, образует оксид, который инертен, в результате чего даже служит защитным слоем для чистого металла, находящегося ниже. И в обычных условиях это просто замечательное свойство. Пока на сцене не появляется ртуть. Если ей удастся добраться до чистого алюминия, например, через царапину, она немедленно вступит в реакцию, образуя амальгаму.

Когда такая амальгама встречается с воздухом, она тоже образует оксид алюминия, но на этот раз из-за того, что в реакции присутствует ртуть, процесс не прекращается. Окисленный алюминий нарастает на самолёте, как какой-то фантастический цветок. Ртуть при этом не потребляется — этот цикл продолжается, пока она не испарится или не останется алюминия. Теперь вы понимаете, почему устаревшим термометрам не место на борту самолётов? Ртуть в достаточном количестве может медленно разрушить самолёт. И потому провоз ртутного градусника в багаже и ручной клади запрещен. 

Небольшое количество этого металла, скорее всего, не сможет нанести сколько-нибудь серьёзного ущерба авиалайнеру, но история авиации знает случаи, когда из-за разлитой ртути самолёты отправлялись в ремонт и даже списывались. Так что если вам понадобится измерить себе температуру во время перелёта, вы всегда можете сделать это с помощью более современных термометров, не использующих ртути — приобрести их можно в любой аптеке. Так будет лучше и для авиаперевозчиков, и для вас.

znayka

Знаю почти что все на свете и делюсь своими знаниями с читателями "Узнавай.ру".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *