Почему «Джоконда» следит за вами, куда бы вы ни подвинулись?

Искусство субъективно – то, что некоторые считают бесценным шедевром, другим кажется банальным чёрным квадратом.

Однако есть один весьма специфичный вид живописи, который большинство любителей прекрасного воспринимают одинаково – это портреты людей, глаза которых, как кажется, непрерывно следуют за зрителемЧто вызывает эту оптическую иллюзию? Как художники достигают этого эффекта?

Как выясняется, этот приём доступен даже самым рядовым, ничем не выдающимся художникам. Если коротко, то здесь нужна всего лишь иллюзия глубины.

Человек, нарисованный на двухмерном холсте, должен выглядеть слегка трёхмерным. Ну и, естественно, нужно направить взгляд персонажа таким образом, чтобы он смотрел на зрителя, стоящего прямо перед картиной.

Так что же именно происходит внутри нашего мозга?

В 2004 году группа исследователей из Университета штата Огайо продемонстрировала, что «ближняя» и «дальняя» точки на двухмерном изображении при смене угла зрения для наблюдателя не меняются.

Здесь имеются в виду те точки, которые, если бы изображение было трехмерным, представляли ближайшую и самую удаленную точку на картине. Грубо говоря, лицо Джоконды и то растение, что изображено за её спиной.

Когда мы смотрим на тот или иной объект в естественной, то есть трёхмерной среде, поступающая в мозг визуальная информация о ближних и дальних точках меняется вместе со сменой местоположения, непрерывно создавая ту же самую перспективу.

И, таким образом, получается, что в случае с той же “Джокондой” Леонардо да Винчи, самой известной картиной подобного рода, мы привычно, сами того не осознавая, интерпретируем её как трёхмерный объект. Перспектива, тени и свет на картине не меняются, поэтому в мозге возникает что-то вроде лёгкой оптической иллюзии.

То же самое, кстати, будет происходить и в том случае, если художник изобразит своего персонажа смотрящим мимо вас.

Вы не сможете уловить его взгляд при всём желании. Этот приём стал широко использоваться в искусстве примерно в 14 веке, когда художник и архитектор Филиппо Брунеллески познакомил мир с линейной перспективой – техникой изображения объектов, при которой все они пропорционально уменьшаются по направлению к определенной точке на горизонте, создавая иллюзию глубины. В совокупности с умелым использованием света и тени это позволило художникам писать в высшей степени реалистичные картины. В том числе и людей, которые непрестанно смотрят на вас, где бы вы ни стояли.

Главное, не берите это в голову. Ничего сверхъестественного тут нет. Они совершенно безвредны, и не придут за вами ночью, во сне.

Интересная статья? Поделитесь ею в соцсетях и подпишитесь на канал в Дзен, чтобы узнавать больше нового и интересного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *