Познавательный сайт обо всем на свете

      te-s-333-3158376Передвижные атомные электростанции  (ПАЭ) свою историю начали с передвижного комплекса ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция), второе название Объект-27. 
Этот комплекс был предоставлен Ефимом Па́вловичем Сла́вским (1898-1991). Её проект был уже готов в 1957 году, а сам передвижной комплекс в 1961 году в Ленинграде. ТЭС-3 создавалась для энергообеспечения военных и гражданских объектов в труднодоступных районах (Сибирь, Крайний Север и др.). Стоит сказать, что передвижные атомные электростанции — это альтернативный источник энергии. К альтернативным источникам энергии можно отнести и солнечные электростанции,

дизельные, ветряные и тому подобное. Из-за особого строения подвески передвижная АЭС могла выдерживать практически любые землетрясения. Передвижную установку разработали специально на гусеничном ходу, сделав её практически вездеходной.       Этот передвижной комплекс состоял из 4 гусеничных самоходок, общий вес которых был 350 тонн. Спроектированы 4-ustanovki111-5789319на базе тяжёлого танка Т-10. В первой гусеничной самоходки располагался реактор, во второй – парогенератор, в третьей – турбина, а в четвёртой – пульт управления. Расход ядерного горючего (уран-235) в сутки составлял 14 граммов. 13 октября 1961 года состоялся первый и, причём успешный запуск ТЭС-3 в городе Обнинск. Мощность этой установки была небольшой, примерно 1500кВт.
      Отработала эта установка весь цикл, исчерпав проектный ресурс. Остановили и вывели её из эксплуатации в 1965 году. ТЭС-3 послужила основой для разработки транспортных АЭС (подводные лодки, корабли, плавучие АЭС и другие).

Плавучая атомная электростанция

      maket-plavuchego-energobloka-severnogo-mashinostroitelnogo-predpriyatiyaСокращённо ПАЭС — плавучая атомная электростанция. Впервые проект плавучей АЭС был представлен в 60-х годах прошлого столетия в Обнинске. Им стала плавучая АЭС Север с аналогичным реактором от ТЭС-3. Основная задача плавучей АЭС Север – энергообеспечение военных объектов, а также при нефтедобыче. Но в 1967 г. Министерство обороны СССР решило отказаться от плавучей атомной станции, признав её нецелесообразной. И в 1969 году установку навсегда заморозили.
      Подобные проекты разрабатывались в Германии и в США. Но эти страны отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными. Но Россия не отступила и решила к 2016 году выпустить первую плавучую атомную теплоэлектростанцию. Ей станет судно Академик Ломоносов. Заказчиком такого проекта является  Росатом. Строительство российской ПАТЭС началось 15  апреля 2007 года в Севмаше (Северное машиностроительное предприятие). Но через год перенесли в Санкт-Петербург на Балтийский завод.
      hhhh-3581241Срок работы такой станции до 40 лет. Также ПАЭС можно использовать в качестве опреснительных станций. Важнейшие характеристики ПАЭС – мобильность и возможность установки практически в любой береговой зоне, в том числе в районах вечной мерзлоты. С экономической точки зрения плавучие атомные электростанции изначально являются крайне дорогим способом производства электроэнергии.
Ей не страшен шторм, цунами, лед и прочие природные факторы, так что использовать ее можно будет даже в самых суровых климатических условиях. У российской ПАЭС нет своего двигателя, поэтому передвигаться она будет при помощи буксира. Проект был заморожен на протяжении более 2-х лет из-за недостаточного финансирования. К строительству ПАЭС вновь вернулись в декабре 2012 году после того, как было заключено соглашение между Балтийским заводом и Росэнергоатомом.

Мобильные атомные электростанции

      Более 40 лет назад родилась идея создания передвижной атомной электростанции (сокращённо ПАЭ), которая размещалась на pae-s11-2102795автомобильном или железнодорожном шасси. Она требовалась для обеспечения энергией военных радаров и других военных объектов, которые располагались в труднодоступной местности (остров Новая Земля, районы тайги и др.). Так как эти установки требовались в разных климатических зонах, то большую роль играет температурный режим.
Этой установкой стал комплекс под названием Памир. Требования были на то время фантастическими — необходимо сконструировать компактный и лёгкий энергетический реактор мощностью 630 кВт с автономной системой охлаждения, способным работать от -50 °C до +50 °C.
Разработку передвижной атомной электростанции решено было начать в Минске, из-за мощного научно-технического belarus222-7528408потенциала Беларуси. Главным конструктором был Васи́лий Бори́сович Нестере́нко (1934-2008). Основой для комплекса Памир стал тягач МАЗ-537. Реакторные и турбогенераторные блоки были размещены на шасси двух таких тягачей. А пульт управления и помещение для персонала (28 специалистов) были расположены ещё на 2-х автомобилях.
      В передвижном комплексе Памир применена новая система охлаждения (четырехокись азота; один контур), а также повышена безопасность всего комплекса. В случае аварии с расплавлением матриц выход радиоактивных газов уменьшался в 100 раз, а при расплавлении топливной матрицы в реакторе прекращалась цепная реакция деления урана. Это было единственное в мире на тот момент решение пассивной безопасности ядерного реактора.

Недостатки передвижных атомных электростанций

      К основному недостатку передвижных атомных электростанций можно отнести её безопасность. Например, в случаях пиратства, терроризма, природных явлений или в случае войны (ракетный или бомбовой удар и т.п.). В случаях захвата передвижных установок может возникнуть серьёзная угроза для окружающей среды.

555-5901181

 Сегодня Вы узнали историю и виды передвижных атомных электростанций. Надеюсь, Вам было интересно))